Административный штраф: свежие поправки в КоАП РФ

Цель нашей компании - предоставлять своим клиентам актуальную и полную информацию.

Красноярск, ул. Карла Маркса, 48, 11 этаж
10 Августа 2023

В конце июля – начале августа текущего года были приняты несколько федеральных законов, вносящих изменения в отдельные статьи КоАП, часть из которых вступает в силу в августе. Речь идет о федеральных законах от 24 июля 2023 г. № 364-ФЗот 31 июля 2023 г. № 399-ФЗот 31 июля 2023 г. № 400-ФЗот 4 августа 2023 г. № 412-ФЗот 4 августа 2023 г. № 424-ФЗот 4 августа 2023 г. № 425-ФЗ.

Указанными документами предусмотрена не только корректировка уже имеющихся норм, но и включение в кодекс дополнительных статей, частей статей и примечаний.

Поправки, вступающие в силу в августе 2023 года, касаются административных правонарушений в сфере:

  • деятельности иноагентов в России;
  • противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • транспортной безопасности;
  • борьбы с опасными для общества и государства иностранными структурами;
  • движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, принадлежащего иностранным перевозчикам.

Остановимся на нововведениях более подробно.

Поправки с 4 августа
Невыполнение предписания органа, контролирующего соблюдение законодательства РФ об иноагентах

Первая августовская поправка в КоАП РФ уже вступила в силу с конца прошлой недели. Она касается дополнения новой частью ст. 19.5 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа контроля (надзора) или его должностного лица (Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 364-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

Теперь в указанной статье появился новый состав правонарушения – невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства РФ об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства. Такое деяние грозит штрафом для граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц – от 70 тыс. до 100 тыс. руб., для организаций – от 200 тыс. до 300 тыс. руб. При этом в отношении должностных лиц в качестве альтернативного штрафу наказания предусмотрена также возможность дисквалификации на срок до 2 лет.

Протоколы о соответствующих административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органа, контролирующего соблюдение законодательства РФ об иностранных агентах. Они же будут составлять протоколы о таких правонарушениях, как:

  • неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа контроля или надзора, в том числе финансового (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ);
  • непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, контрольно-надзорный орган или их должностным лицам сведений (информации), а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ);
  • нарушение порядка деятельности иностранного агента (ст. 19.34 КоАП РФ).

Отметим, внесение рассматриваемых поправок связано в том числе с введением обязанности органов публичной власти, организаций всех форм собственности, их должностных лиц, а также физических лиц при осуществлении своей деятельности учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента. Напомним, в числе таких ограничений – запреты на участие иноагентов в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти, на организацию публичных мероприятий, на осуществление просветительской деятельности в отношении несовершеннолетних или педагогической деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях, на участие в госзакупках, на получение государственной финансовой и иной имущественной поддержки, в том числе при осуществлении творческой деятельности, и т. д. (ст. 11 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Участие в деятельности неправительственных организаций, не зарегистрированных в России

С 4 августа применяется и отдельная статья КоАП РФ, посвященная ответственности за участие в деятельности на территории России иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных неправительственных НКО или которая не имеет зарегистрированного структурного подразделения (отделения). За такое деяние установлен штраф для граждан в размере 3-5 тыс. руб., для должностных лиц – 20-50 тыс. руб., для юридических лиц – 50-100 тыс. руб. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных новой ст. 19.34.2 КоАП РФ, уполномочены возбуждать прокуроры, а рассматривать – суды. Административная ответственность последует, если в соответствующих действиях не будет признаков уголовно наказуемого деяния (Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 412-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

Поскольку включение структурных подразделений иностранной некоммерческой неправительственной организации в реестр дает Минюсту России полномочия по применению к ним мер реагирования в случае нарушения норм российского законодательства, то свежие поправки помогут не допускать функционирование на территории нашей страны иностранных структур, деятельность которых нарушает российское законодательство и может угрожать правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам общества и государства.

Поправки с 11 августа
Переход железнодорожных путей в неположенном месте

Следующая поправка связана с ужесточением ответственности за нарушение правил прохода по железнодорожным путям. Несмотря на то что в России действуют специальные правила, которые в том числе предусматривают порядок проезда и перехода через железнодорожные пути – этому посвящен раздел IV Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее – Правила), утв. Приказом Минтранса России от 27 января 2022 г. № 20, уровень травматизма граждан на объектах железнодорожной транспортной инфраструктуры остается высоким.

По данным филиала ОАО "РЖД" – Московской железной дороги за период с 2018 года по настоящее время на объектах железнодорожной инфраструктуры только в границах Московской области было зафиксировано 2340 несчастных случаев, в результате которых травмировано 2396 человек, из них более половины (1652) – со смертельным исходом. При этом среди причин травмирования граждан на железной дороге лидирует хождение по железнодорожным путям в неустановленном месте – это нарушение было зафиксировано 1683 раза (72% от общего количества происшествий).

Приведенная статистика свидетельствует о том, что текущие меры административной ответственности за нарушение Правил являются недостаточными и малоэффективными. Напомним, сейчас штраф за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах составляет всего 100 руб. Однако уже с 11 августа он увеличится до 500 руб. При этом санкция в виде предупреждения, применяемая как альтернатива штрафу, сохранится. Ожидается, что увеличение суммы штрафа позволит снизить уровень травматизма и обеспечит должное превентивное воздействие.

Кроме того, с той же даты появится отдельное – более строгое – наказание за аналогичное нарушение, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской областях. В указанных населенных пунктах за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах придется заплатить штраф в размере 1,5 тыс. руб.

Вместе с тем в ст. 11.1 КоАП РФ будет включено примечание, уточняющее условия привлечения к административной ответственности в указанных случаях. Так, ответственность последует тогда, когда лицо осуществит переход через железнодорожные пути в неустановленном месте, если в пределах 1 км от места осуществленного перехода имеется специально оборудованный для этого пешеходный переход, тоннель, мост либо другое место, предусмотренное для перехода и обозначенное информационным знаком.

Следует учитывать, что мера административной ответственности за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах не пересматривалась с 2007 года. При этом в первоначальной редакции законопроекта, который впоследствии стал Федеральным законом от 31 июля 2023 г. № 400-ФЗ, речь шла об увеличении штрафа за такое деяние со 100 руб. до 2 тыс. руб. Но Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству посчитал такое увеличение чрезмерным и предложил его пересмотреть – в результате доработки документа было признано целесообразным пока ограничиться штрафом в сумме 500 руб.

Отметим, действующими Правилами предусмотрено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах – это могут быть специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы и т. п. Предусмотренные для перехода места обозначаются соответствующими информационными знаками. Одновременно нужно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами или работниками железнодорожного транспорта (напомним, дежурные на железнодорожных переездах могут выполнять функции регулировщика). Также прописано, что перед переходом через железнодорожные пути по пешеходному настилу граждане должны обеспечить личную зону видимости приближения железнодорожного транспорта и слышимости подаваемых машинистом или другим работником железнодорожного транспорта звуковых сигналов. Для этого нужно снять капюшон и наушники и лично убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава (п. 14 Правил).

Согласно поправкам рассматривать дела об указанных административных правонарушениях будут органы внутренних дел (полиция) в лице: начальников линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместителей; начальников дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальников линейных отделений (пунктов) полиции; начальников дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальников линейных отделений (пунктов) полиции и других сотрудников полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил.

Непредставление страховщиком сведений о выгодоприобретателях при заключении договора страхования в пользу третьего лица

С 11 августа вступает в силу точечная поправка в ч. 2.3 ст. 15.27 КоАП РФ, дополняющая диспозицию указанной нормы новым нарушением – непредставление по запросу Росфинмониторинга имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о выгодоприобретателях, ставших ей известными при заключении договора страхования в пользу третьего лица (без проверки их достоверности). Такое нарушение будет грозить должностным лицам штрафом в размере 30-50 тыс. руб., а юрлицам – 300-500 тыс. руб.

Между тем ответственность за непредставление информации об операциях клиентов, их бенефициарных владельцах и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов сохранится – штрафы за такое нарушение аналогичны вышеупомянутым (Федеральный закон от 31 июля 2023 г. № 399-ФЗ "О внесении изменения в статью 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Поправки с 15 августа
Нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств

Еще одна поправка касается возможности перераспределения полномочий между органами исполнительной власти по рассмотрению отдельных видов правонарушений.

Так, с 15 августа по соглашению между МВД России и Правительством Московской области последнему смогут передать часть полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств. Речь идет о правонарушениях, совершенных на территории Московской области, признаки которых обнаружены непосредственно должностными лицами органа исполнительной власти Московской области.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени областных органов власти смогут руководители этих органов и их заместители (Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 424-ФЗ "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.79 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Следует учитывать, что соответствующие поправки позволят властям Подмосковья применять и такую меру, как задержание ТС. Дело в том, что в ст. 27.13 КоАП РФ, регулирующей правила и порядок задержания ТС, предусмотрена возможность ее применения при совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Поэтому наделение органов исполнительной власти Московской области полномочием по рассмотрению дел, предусмотренных этой нормой, автоматически позволит их должностным лицам также принимать решение о задержании автомобиля.

Авторы поправок уверены, что корректировки позволят не только снизить нагрузку на сотрудников Госавтоинспекции и сократить административные издержки, но и повысить оперативность реагирования на случаи совершения таких административных правонарушений и эффективность профилактической работы, что в конечном итоге будет способствовать поддержанию правопорядка на дорогах и созданию комфортной городской среды. По данным статистики, на территории Московской области существует необходимость в задержании и помещении на специализированную стоянку более 2000 транспортных средств в сутки, но фактически задерживается менее 300 автомобилей, так как не хватает экипажей дорожно-патрульной службы и инспекторов административной практики, задействованных при задержании ТС.

Не исключено, что в будущем законодатель предоставит аналогичные полномочия и другим субъектам РФ. Необходимость обсуждения этого вопроса упоминал в своем заключении по рассматриваемым поправкам на стадии их проектирования Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству. К тому же на рассмотрении нижней палаты парламента уже находится законопроект, предусматривающий аналогичные внесенным в КоАП РФ изменения в отношении органов исполнительной власти города федерального значения Севастополя. Напомним, сейчас соответствующие полномочия имеют только органы власти Москвы и Санкт-Петербурга (ч. 1 ст. 23.79 КоАП РФ).

Нарушение правил движения тяжеловесного или крупногабаритного ТС, принадлежащего иностранному перевозчику

В середине августа в КоАП РФ появится отдельная статья за нарушение водителем правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства (далее – ТС), принадлежащего иностранному перевозчику. Санкции установлены в зависимости от того, на сколько габариты ТС превышают допустимые значения (Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 425-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

Так, за управление ТС, принадлежащим иностранному перевозчику, с превышением допустимых габаритов ТС на величину не более 10 см без специального разрешения либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 см, последует штраф для водителя в размере 100 тыс. руб. Если габариты превышены в пределах более 10 см, но не более 20 см, то штраф составит 200 тыс. руб. Аналогичная ответственность предусмотрена при превышении допустимой массы ТС или допустимой нагрузки на ось на величину более 10, но не более 20% без специального разрешения, либо с превышением допустимой массы или нагрузки на ось, указанных в спецразрешении, на ту же величину. В свою очередь, отклонения на величину более 20, но не более 50 см или более 20, но не более 50% грозят штрафом в 300 тыс. руб., а сверх этих величин – штрафом в сумме 400 тыс. руб.

При этом в общей норме, предусматривающей ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС, пропишут исключение для иностранных перевозчиков с отсылкой на новую статью КоАП РФ. Напомним, сейчас движение крупногабаритного ТС с превышением допустимых габаритов ТС на величину не более 10 см без специального разрешения либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 см влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб., на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от 10 тыс. до 15 тыс. руб., на юрлиц – от 100 тыс. до 150 тыс. руб. А движение тяжеловесного или крупногабаритного ТС с превышением допустимых габаритов ТС на величину более 10, но не более 20 см либо с превышением допустимой массы ТС или нагрузки на ось на величину более 10, но не более 20% без специального разрешения грозит собственнику (владельцу) ТС штрафом в размере 250 тыс. руб. (ч. 1-2 ст. 12.21.1 КоАП РФ). При большем отклонении от установленных параметров штрафы выше.

Согласно поправкам:

  • постановление по делу об административном правонарушении с использованием ТС, зарегистрированного в иностранном государстве, будет вступать в законную силу со дня его вынесения;
  • отсрочка и рассрочка его исполнения в отношении лиц, которым назначен административный штраф, а также исполнения постановления, вынесенного в связи с неуплатой такого штрафа, применяться не будет;
  • штраф потребуется уплатить до выезда ТС, зарегистрированного в иностранном государстве, с территории России, но не позднее 60 дней с даты вступления постановления в законную силу, иначе ТС могут задержать до уплаты административного штрафа.


Вернуться к списку