Импортозамещение в сфере IT

Цель нашей компании - предоставлять своим клиентам актуальную и полную информацию.

Красноярск, ул. Карла Маркса, 48, 11 этаж
5 Мая 2022

Цифровая трансформация, которая является одной из национальных целей развития России до 2030 года (подп. "д" п. 1подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474), неразрывно связана с другим реализуемым в стране масштабным проектом – по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. Изначально об этих двух процессах говорилось в первую очередь применительно к госорганам и компаниям с государственным участием – с 1 января 2016 года, напомним, действует запрет на приобретение программ для ЭВМ и баз данных иностранного происхождения и прав на них в рамках закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236). Исключения два: если в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – реестр российского ПО) и едином реестре программ для ЭВМ и баз данных ЕАЭС нет программ того же класса, что и планируемое к закупке ПО, а также если решения, включенные в российский и евразийский реестры, не соответствуют по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам тем требованиям, которые заказчик предъявляет к нужному ему ПО.

Необходимость проведения цифровой трансформации именно на базе отечественных решений прямо закреплена в национальной программе (нацпроекте) "Цифровая экономика": согласно установленным в паспорте проекта целевым показателям стоимостная доля закупаемого или арендуемого органами власти отечественного ПО должна расти на 5% ежегодно и с 70% в 2020 году увеличиться до 90% в 2024 году. Для государственных корпораций и компаний с гоусчастием данный показатель должен вырасти с 50% в 2020 году до 70% в 2024 году.

Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, напомним, еще в 2017-2018 годах должны были перейти на отечественное офисное программное обеспечение (согласно Распоряжению Правительства РФ от 26 июля 2016 г. № 1588-р), органам власти регионов и МСУ было рекомендовано сделать это до конца 2020 года. А до 2021 года предполагалось организовать переход на использование преимущественного российского ПО подведомственных органам власти и МСУ, а также государственным внебюджетным фондам учреждений, предприятий и организаций (Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 8 мая 2019 г. № 184).

Госкомпаниям рекомендовалось утвердить планы мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного ПО, в том числе офисное, на 2018-2021 годы (Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 20 сентября 2018 г. № 486). В прошлом году ряду из них – акционерным обществам с государственным участием, включенным в специальный перечень – директивами по цифровой трансформации госкомпаний, утвержденными Правительством РФ, было предписано в срок до 1 сентября 2021 года актуализировать или разработать (при отсутствии) собственные стратегии цифровой трансформации. В этих стратегиях, в частности, должны быть предусмотрены положения о достижении к 2024 году 70%-ной доли расходов АО на закупку отечественного ПО и связанные с ним работы (услуги) в общей доле соответствующих затрат компании, а также увеличение к 2030 году вложений в российские IT-решения в четыре раза по сравнению с уровнем 2019 года (что соотносится с показателями, установленными нацпроектом "Цифровая экономика" и Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474). А в целом разработанные или обновленные документы должны соответствовать утвержденным Минцифры России Методическим рекомендациям по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. При этом, по словам заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, предполагается, что на первом этапе директивы будут распространяться только на включенные в перечень акционерные общества, а к 2024 году к их исполнению присоединятся все компании, доля участия государства в которых составляет не менее 50%1.

Тем не менее пока доля отечественных программных продуктов от всего ПО, которое используется в госсекторе и государственных корпорациях, составляет, по оценке члена правления Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт", председателя совета директоров компании "АСКОН" Александра Голикова, около 30%.

Однако сложившаяся на сегодняшний день ситуация, очевидно, сильно ускорит процесс импортозамещения в сфере IT. Во-первых, с 31 марта текущего года юридическим лицам, перечисленным в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, за исключением организаций с муниципальным участием, запрещено осуществлять закупки иностранного ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, для использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) без согласования с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166). А с 1 января 2025 года таким заказчикам и органам власти в принципе нельзя будет использовать иностранное программное обеспечение на значимых объектах КИИ. В течение месяца с момента принятия данного указа Правительство РФ должно утвердить требования к ПО, которое органы власти и обозначенные заказчики используют на объектах КИИ, и правила закупок последними необходимых иностранных программных продуктов. В течение шести месяцев – реализовать мероприятия по обеспечению преимущественного применения субъектами КИИ отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе определить сроки и порядок перехода субъектов КИИ на доверенные программно-аппаратные комплексы и обеспечить организацию деятельности научно-производственного объединения, специализирующегося на разработке, производстве, технической поддержке и сервисном обслуживании таких комплексов для КИИ.

Во-вторых, многие иностранные IT-компании: Adobe, Alphabet, Amazon, AMD, Apple, Autodesk, Buypass, Cisco, Dell Technologies, Ericsson, Fortinet, GitLab, HPE, IBM, Intel, JetBrains, Microsoft, NetApp, Oracle, Red Hat, SAP, TeamViewer, VMware и др.2 – приостановили или полностью прекратили деятельность в России, что делает невозможным или существенно ограничивает не только покупку их программных и аппаратных продуктов российскими пользователями, но и обновление и техподдержку ранее приобретенных, что само по себе должно послужить серьезным стимулом для перехода на отечественные аналоги.


Какие решения готовы предложить российские разработчики?

На данный момент в реестре российского ПО – 13 224 программных продукта – всех классов, как отмечают эксперты, – от 4195 разработчиков, в евразийском реестре – 61 программа 19 правообладателей (реестры, напомним, ведет Минцифры России, размещены они на специальном сайте: reestr.digital.gov.ru).

Практически полностью, как подчеркнул на прошедшей в конце апреля в ОП РФ VII стратегической сессии "Как российской IT-сфере ускорить переход к импортонезависимости?" исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин, уже состоялось импортозамещение решений для обеспечения информационной безопасности – в части антивирусов, например, – на 100%.

МНЕНИЕ


Вернуться к списку