Минздрав России проанализировал результаты проверок подведомственных учреждений, проведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в 2023 г. Ведомства регулярно публикуют обзоры выявленных ревизорами недочетов и нарушений в разных направлениях деятельности учреждений. Но мы, конечно, остановимся на нарушениях, связанных с ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности, оформлением первичных документов и регистров, а также эффективностью использования бюджетных средств и иными вопросами, близкими каждому бухгалтеру (Письмо Минздрава России от 1 февраля 2024 г. № 22-6/156).
Несмотря на ограниченный круг проверяемых, эти результаты ревизий, уверены, будут актуальны для всех организаций бюджетной сферы, поскольку в большинстве своем не связаны со спецификой их деятельности.
1
Несвоевременно отражены в учете факты хозяйственной жизни;
2
Изменения в показатели бюджетной сметы ПБС внесены с нарушением установленного срока;
3
В учете используются счета, не включенные в Рабочий план счетов;
4
На счете 101 08 "Прочие основные средства" не отражено движимое имущество, отвечающее критериям основных средств;
5
На забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" не отражены полученные банковские гарантии, что повлекло искажение отчетности;
6
На объекты имущества не нанесены инвентарные номера;
7
Нарушение правил предоставления субсидий, условий соглашений о предоставлении субсидии:
не представлены годовые отчеты о достижении показателей эффективности и результативности использования субсидии;
не размещены и / или размещены с нарушением установленных сроков в ГИИС "Электронный бюджет" квартальные и годовые отчеты о достижении результатов использования субсидии, отчеты о расходах, отчеты об использовании субсидии.
8
Оплачены акты выполненных работ:
с нарушением установленного срока;
содержащие фактически не выполненные работы.
9
Не предъявлены и не начислены подрядчику неустойки / пени за просрочку исполнения обязательств по контракту;
10
Поставленное и оплаченное оборудование не распаковано и не используется по назначению. Заметим, такое нарушение, во-первых, может быть квалифицировано как неэффективное использование бюджетных средств, а во-вторых, влечет уменьшение периода полезного использования оборудования.
Считаем нелишним напомнить, что организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля в учреждении - обязанность руководителя. Именно поэтому в числе прочего в его функции входит контроль за работой бухгалтерии, на него же возлагается ответственность за качество бухгалтерского учета.
Несмотря на ограниченный круг проверяемых, эти результаты ревизий, уверены, будут актуальны для всех организаций бюджетной сферы, поскольку в большинстве своем не связаны со спецификой их деятельности.
1
Несвоевременно отражены в учете факты хозяйственной жизни;
2
Изменения в показатели бюджетной сметы ПБС внесены с нарушением установленного срока;
3
В учете используются счета, не включенные в Рабочий план счетов;
4
На счете 101 08 "Прочие основные средства" не отражено движимое имущество, отвечающее критериям основных средств;
5
На забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" не отражены полученные банковские гарантии, что повлекло искажение отчетности;
30 забалансовых ошибок, приводящих к недостоверности отчетности организаций бюджетной сферы |
---|
На объекты имущества не нанесены инвентарные номера;
7
Нарушение правил предоставления субсидий, условий соглашений о предоставлении субсидии:
не представлены годовые отчеты о достижении показателей эффективности и результативности использования субсидии;
не размещены и / или размещены с нарушением установленных сроков в ГИИС "Электронный бюджет" квартальные и годовые отчеты о достижении результатов использования субсидии, отчеты о расходах, отчеты об использовании субсидии.
Целевые субсидии: кого и за что оштрафуют ревизоры? |
---|
Оплачены акты выполненных работ:
с нарушением установленного срока;
содержащие фактически не выполненные работы.
Несвоевременная оплата обязательств - повод для штрафа по ст. 7.32.5 КоАП РФ, причем за задержку оплаты по контракту штрафуют руководителя учреждения, даже если учет ведет ЦБ; Можно ли взыскать с подрядчика выявленную ревизорами переплату по "закрытому" договору? |
---|
Не предъявлены и не начислены подрядчику неустойки / пени за просрочку исполнения обязательств по контракту;
10
Поставленное и оплаченное оборудование не распаковано и не используется по назначению. Заметим, такое нарушение, во-первых, может быть квалифицировано как неэффективное использование бюджетных средств, а во-вторых, влечет уменьшение периода полезного использования оборудования.
Считаем нелишним напомнить, что организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля в учреждении - обязанность руководителя. Именно поэтому в числе прочего в его функции входит контроль за работой бухгалтерии, на него же возлагается ответственность за качество бухгалтерского учета.