С 11 октября 2022 года – обновленные правила проведения ВФА

Цель нашей компании - предоставлять своим клиентам актуальную и полную информацию.

Красноярск, ул. Карла Маркса, 48, 11 этаж
7 Октября 2022

Регистрацию прошли поправки в два федеральных стандарта ВФА – "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" и "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности..." (Приказ Минфина России от 1 сентября 2022 № 134н, зарег. в Минюсте 29 августа 2022 г.).

Одна из целей внутреннего финансового аудита – повышение качества финансового менеджмента. В этой связи в Стандарте "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", во-первых, появится определение финансового менеджмента, а во-вторых, более детально будут прописаны направления работы аудиторской службы органа / казенного учреждения в целях повышения качества финансового менеджмента и подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.

Так, при оценке исполнения бюджетных процедур аудиторам нужно будет, в частности, проверить:

  • своевременно ли утверждены методики расчета субсидий, субвенций и дотаций;
  • насколько обоснованны объемы бюджетных ассигнований на предоставление субсидий АУ и БУ на выполнение задания и субсидий на иные цели;
  • объем и структуру дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
  • правильность начисления и перечисления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, и мн. др.

А чтобы понять, насколько экономно и результативно используются бюджетные средства с учетом принципа эффективности, аудиторам предстоит оценить:

  • насколько полученные результаты сопоставимы с затраченными ресурсами;
  • насколько разумно и эффективно используется имущество во взаимосвязи с расходами на него;
  • качестве формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок;
  • обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованности объема финобеспечения для их осуществления, периодичности закупок, начальной / максимальной цены контракта, и мн.др.

Таким образом будет устранен существующий на данный момент пробел в отношении аудита бюджетных процедур, которые осуществляют в рамках полномочий главных администраторов / администраторов доходов бюджета.

А поправки в положения Стандарта "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности..." позволяют устранить имеющуюся двусмысленность / коллизию и однозначно устанавливают, что подтверждение достоверности бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств (ГАБС) осуществляется одновременно в отношении и индивидуальной, и консолидированной отчетности. Данное правило распространяется в том числе на ГАБС, которые формируют только комплект бюджетной отчетности исключительно в рамках полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета.

Уточнен и порядок формирования суждения аудиторов о достоверности отчетности ГАБС, передавшего полномочия по ведению бюджетного учета. В этом случае суждение о достоверности отчетности не формируется и в заключении не отражается.

А вот третья поправка, планируемая к внесению в Стандарт "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности...", увы, не вошла в утвержденный приказ. Речь о корректировке сроков проведения аудиторской проверки годового отчета – проект поправок предусматривал больше времени на это. Напомним, Стандарт требует провести аудит годовой бюджетной отчетности до ее подписания руководителем органа / казенного учреждения. Вот только времени на проведение полноценного аудиторского мероприятия на тот момент совершенно не остается, заключение о достоверности отчетности зачастую становится формальным. Поэтому поправка, увеличивающая срок проведения аудита отчетности, была бы очень кстати...

Вернуться к списку